Лео Смошевер: выдающийся предприниматель из Вроцлава, любивший искусство

Когда-то во Вроцлаве по улице Каштановой, 5, проживал предприниматель еврейского происхождения, Лео Смошевер, чья компания по производству локомотивов работала чрезвычайно успешно. У него также была вилла неподалёку, на улице Липовой, однако она не пережила Вторую мировую войну. Это был выдающийся еврейский предприниматель, промышленник и меценат, тесно связанный с Бреслау, который находился под властью Германии. Его история является примером успеха еврейской бизнес-элиты города начала XX века и заслуживает детального рассмотрения на wroclawiski.eu.

Чем известен Лео Смошевер и чем он интересовался

Главное, что нужно знать о Лео, – это его вклад в промышленность. С 1899 года он был совладельцем и руководителем фирмы Smoschewer & Co. – одного из крупнейших в регионе предприятий по производству локомотивов, вагонов для узкоколейных железных дорог, дорожных катков и другой техники. Заводы располагались в пригороде Шмидефельд, но также фирма имела филиалы в Берлине, Гданьске, Праге, Бухаресте, Катовице, Быдгоще и других городах.

Второй важный факт – предприниматель-еврей из Бреслау очень любил и популяризировал искусство. Это проявлялось, в частности, в том, что он поддерживал молодых начинающих художников, а также способствовал созданию Еврейского музея. Многие произведения Лео подарил Силезскому музею изобразительных искусств.

Преимущественно Смошевер интересовался немецкой живописью, но также он коллекционировал иудаику, которую одалживал Еврейскому музею. На вилле, принадлежавшей предпринимателю, можно было полюбоваться картинами Коринта, Либермана или Слевогта. Среди произведений искусства были также скульптуры.

Как Смошевер достиг успеха в бизнесе

Лео родился в семье Эмануэля Смошевера, крупного торговца зерном, который переехал в Бреслау из Кротошина. Семья была еврейской, и наш герой совсем этого не чурался. Например, он был активным членом еврейской общины, а с 1927 года участвовал в правлении синагогальной общины Вроцлава. С 1924 года Смошевер стал почётным сенатором Технического университета Вроцлава и почётным консулом Румынии в городе.

Этот человек обладал предпринимательской жилкой и быстро достиг успеха в бизнесе. Его предприятие специализировалось на лёгких железных дорогах для сельского хозяйства, промышленности, строительства, производило уникальные маневровые локомотивы, стрелочные устройства, вагонетки, а также проектировало и строило целые железнодорожные ветки. На заводах компании было задействовано где-то около 800 работников, а в определённый период их количество могло достигать и 1000.

Техническое бюро Smoschewer & Co. играло важную роль в развитии узкоколейных железных дорог в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве. Его деятельность охватывала полный цикл – от инженерного проектирования до поставки оборудования. То есть это были комплексные решения или, как бы мы сейчас сказали, «под ключ». Узкоколейные линии предназначались для ферм, сахарных заводов, лесозаготовок и даже общественных маршрутов.

Отдельным направлением стала разработка так называемых spill-систем – канатных опрокидывателей вагонеток без локомотивной тяги, использовавшихся на склонах или в местах, где применение паровоза было нецелесообразным. Smoschewer & Co. имели на такие системы патенты и активно их внедряли в строительстве и индустриальной транспортировке.

В период после Первой мировой войны предприятие производило 600-миллиметровые паровозы для военных нужд Австро-Венгрии. Один из таких локомотивов, построенный в 1918 году, впоследствии был переоборудован для эксплуатации в Словакии на 760-миллиметровой колее.

Ещё одним примером масштабного сотрудничества стало строительство общественной узкоколейки в городе Неймаркт, где бюро отвечало за трассировку маршрута, монтаж путей и поставку всех необходимых элементов – от рельсов до подвижного состава. Подобная колея также обслуживала сахарный завод в польском Вежхославицах, где использовали локомотивы, построенные по проекту компании Смошевера в 1920-х годах. Впоследствии эти узкоколейки перекладывали под другой калибр.

Итак, техническое бюро Smoschewer & Co. создавало инновационные транспортные решения, которые работали десятилетиями и вписывались в различные производственные и географические условия.

Преследования и наследие

После прихода нацистов к власти в 1933 году Смошевер и его близкие подверглись преследованиям из-за еврейского происхождения. В 1938 году компания Smoschewer & Co. была «аризирована» – принудительно передана новым владельцам арийского происхождения.

Большинство произведений из коллекции Лео было конфисковано и разошлось по музеям и частным коллекциям. Некоторые работы, например произведения Макса Слевогта, были возвращены наследникам в XXI веке.

Печальное завершение успешного пути

Лео Смошевер умер в 1938 году, а коллекцию живописи сначала унаследовала его жена Элиза, однако нацисты отобрали её имущество. Год спустя она покончила с собой, не выдержав преследований. Тем не менее дети супругов смогли безопасно бежать за границу – и выдающийся род не прервался. Смошевер до сих пор остаётся символом еврейского предпринимательства, меценатства и трагической судьбы еврейской элиты Вроцлава. Его роль в своей отрасли сопоставима с ролью Войцеха Ежи Хаса в польском кинематографе.

Юмор Вроцлава и его представители: Бартош Залевский

Вроцлав – город, который славится своим богатым культурным наследием, но также он известен своим уникальным чувством юмора. Здесь растут и развиваются талантливые комики, которые...

«Байкобус» — сказочный автобус Вроцлавского театра кукол

Представьте себе автобус, который вместо привычных сидений и поручней скрывает настоящую театральную сцену. Он отправляется не по маршруту города, а туда, где его ждут...
..... .